23.09.2018
Сохранение языка – это сохранение культурного наследия Сибири
На протяжении всей экспедиции меня не покидало ощущение некой безнадежности. Смотреть на то, как умирает культура маленького народа, и их отчаянные попытки сохранить свою культуру, рождает ощущение невыносимой грусти.

Начинаешь задумываться о том, что твоя
собственная культура явно не находится в упадке (как думают у нас некоторые), а вполне себе живет и дышит.


Глядя на все это, приходит понимание, как важны сами носители культуры, т.к. без них она не может существовать. И чем меньше носителей культуры, тем сложнее ей не просто развиваться, но и в принципе не начать регрессировать.
Традиционная детская сумочка
В случае с энцами дела обстоят совсем плохо. Их осталось совсем ничего и в скором времени этот народ полностью перестанет существовать, ассимилировавшись с более многочисленными этносами.

Стоит отметить, что во время различных интервью и простого общения с ними, у меня создалось впечатление, что данной проблемой озабочены только представители старшего поколения, т.е. те самые энцы, для которых их родной язык действительно является родным.

Молодежь и дети своим родным языком считают русский. И в этом нет ничего удивительного, т.к. это язык, на котором они общаются с детства в своей семье, с друзьями, в школе. Это тот язык, на котором они думают.
Куклы в традиционных одеждах
Проблема упадка энецкого языка их особенно не волнует, т.к. для них он не актуален и никогда таковым не будет. В то время как для стариков это язык, на котором они общаются между собой, это язык их образа жизни – язык тундры. Для них потеря языка (а с ней и всей культуры) является трагедией.

Именно поэтому не удивительна их инициатива по возрождению и сохранению языка. И как показывает проект «Языковое гнездо», все не так безнадежно. Увидев, как в детском садике дети с энтузиазмом воспринимают изучение языка, я начала верить, что не все потеряно. Конечно, это все еще остается неимоверно трудной задачей, т.к. есть такие проблемы как отсутствие живой языковой среды среди энцев, изучение языка детьми только в детском садике, но не в школе и т.д.
Макет энецкого стойбища
Но думается мне, что если к этой проблеме подключатся государство в лице Министерства образования, университеты и ученые, то возродить язык исчезающего народа не будет проблемой неосуществимой. Просто нужна определенная и последовательная схема действия.

Но тут может возникнуть вопрос – а почему это так важно сохранить язык народа, которого, скорее всего в ближайшем будущем уже не будет?Потому что сохранение языка – это сохранение культурного наследия Сибири.

Богатство Сибири, а значит и всей России заключается в ее этническом многообразии. Возрождение языка один из самых эффективных способов решения данной проблемы. Именно язык в большей степени, чем другие явления, передает культурные коды, позволяющие сформировать и укрепить этническую самоидентификацию народа.
Наталья Пименова
доцент кафедры культурологии Сибирского федерального университета.