Особое место, по отношению к общесамодийской, занимает и энецкая идеология, которую можно определить, как сочетание традиционной мировоззренческой системы с шаманизмом.
Энецкий пантеон демонстрирует, с одной стороны, персонажи высшего уровня соответствующие ненецким (Нга, Тодоте, Дя-Меньюо), а более низкий уровень составляют многочисленные духи-хозяева природных объектов, животных, духи-помошники и покровители, которые часто изображались в антропоморфном или зооморфном виде.
С другой, основу традиционного мировоззрения энцев составляли, как уже отмечалось представления о Матерях Природы — Земле-матери (Моу-нямы), Солнце-матери (Коу-нямы), Огне-матери (Туй-нямы), Воде-матери (Бы-нямы), которые и определяют целостность мироздания, соотношение и взаимодействие, место человека в этом мире и его отношение к миру, трансформацию жизненности