Энцы являются одним из наиболее малочисленных народов Севера.
Энцы (самоназвание эньчо, могади, пэбай, устаревшее енисейские самоеды) — это одна самых малочисленных народностей России, численностью менее 300 человек. Этноним «энцы», от «энэтэ, эннэчэ» — «человек», «мужчина», был введен в 30-е годы ХХ в. Г.Н.Прокофьевым, имеет искусственный характер и является производным от энецкого. Тундровые энцы называли себя «сомату», лесные энцы — «пэ-бай» (лесные баи), или по названию родов.

В переписях 1959, 1971, 1979 годов энцы вообще не учтены, поскольку на местах проживания, они отождествлялись то с ненцами, то с нганасанми.

В 1989 году энцев насчитывалось 209 человек, а по переписи 2002 года — 237, из них 213 человек проживало в Красноярском крае, в основном в Таймырском Долгано-Ненецком районе, по переписи 2010 года — 221 человек.
География энцев
Антропологически энцы относятся к самодийцам-уграм, западносибирской группе уральской расы.
Считается, что предки энцев пришли на Таймыр из более южных районов (Присаянье, Южная Сибирь, Среднее Притомье) и ассимилировали древнее аборигенное население полуострова – «охотников за дикими оленями».

В настоящее время энцы живут, в основном, в посёлках в устье Енисея, в районе города Дудинка, посёлка Усть-Авам, в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края.

Тундровые энцы (ранее их называли «хантайские самоеды»), составляют приблизительно 2/3 численности народа. Летом они кочевали в тундре между Енисеем и р. Пурой, зимой откочевывали южнее, в лесотундру между р. Малая Хета и оз. Пясино. Эта группа состояла из нескольких крупных родовых объединений (Сомату, Бай, Муггади) и имела самоназвание сомату или онэйэннэчэ. Прочие энцы называли их маду — «родственники по жене», ненцы — манто, или мадо

Лесные энцы («карасинские самоеды») постоянно кочевали в лесной зоне южнее Дудинки. В их состав входили родовые группы Муггади, Ючи и ряд семей группы Бай, образующие единство с самоназванием пэ-бай, «лесные баи», также их называли и энцы группы сомату.

Язык
Энецким языком владеют всего около 150 человек, все его носители — люди старшего возраста.
Энецкий язык бесписьменный, входит в самодийскую группу уральской языковой семьи, он наиболее близок ненецкому, несколько отличаясь фонетическим строем и лексикой, по звуковому составу, фиксируется и сходство с нганасанским.

До середины XX века энецкий язык считался диалектом ненецкого, в переписях 1959 и 1979 годов энцы не считались отдельной этнической группой, и их записывали ненцами или нганасанами.

Сегодня для энцев практически основным языком общения является русский или ненецкий.
Традиционные поселения и жилища
Основное жилище энцев — чум, но он имеет ряд отличий от общесамодийского типа и сближается с нганасанским, что определяется принадлежностью этих народов к единой культуре охотников на диких оленей.

Традиционная пища энцев — свежее и мороженое мясо, летом — свежая рыба. Из рыбы заготавливали юколу и рыбную муку — порсу. Собирали дикий лук, некоторые коренья и ягоды.

Из покупной ржаной муки готовили тонкие лепешки и ели их, обмакивая в рыбий жир. Пили настой из листьев брусники, позже, как и все народы Севера полюбили чай, особенно плиточный.

Духовная культура и традиционные верования
Особое место, по отношению к общесамодийской, занимает и энецкая идеология, которую можно определить, как сочетание традиционной мировоззренческой системы с шаманизмом.

Энецкий пантеон демонстрирует, с одной стороны, персонажи высшего уровня соответствующие ненецким (Нга, Тодоте, Дя-Меньюо), а более низкий уровень составляют многочисленные духи-хозяева природных объектов, животных, духи-помошники и покровители, которые часто изображались в антропоморфном или зооморфном виде.

С другой, основу традиционного мировоззрения энцев составляли, как уже отмечалось представления о Матерях Природы — Земле-матери (Моу-нямы), Солнце-матери (Коу-нямы), Огне-матери (Туй-нямы), Воде-матери (Бы-нямы), которые и определяют целостность мироздания, соотношение и взаимодействие, место человека в этом мире и его отношение к миру, трансформацию жизненности