21.10.2018
«ПОРА» в Норильск: «Белый мишка» вышел на новую экотропу «Красные Камни»
«Проектный офис развития Арктики» («ПОРА») реализовал несколько, как мне кажется, удачных проектов в Норильске.
Рядом с городом открыта экотропа «Красные Камни», в Молодежном центре презентован новый экопроект для детей «Белый мишка», а через два месяца — в декабре — будет презентован еще один необычный проект — создание письменности для энцев, коренного народа Крайнего Севера, живущего на Таймыре. Подготовка к последнему идет с лета этого года.
Новая экотропа «Красные Камни»
Норильск, как сообщают справочники, это самый крупный в мире город, находящийся за Полярным кругом, с постоянно живущим там населением в 150 тысяч человек.

Город в России и мире знают как место, где находится знаменитый «Норильский никель», но мало кто знает, что под Норильском есть две уникальные природные достопримечательности. Одна из них называется «Плато Путорана» с красивыми озерами, другое — «Красные Камни» — скальный массив с прекрасным водопадом.

Если на Путорана рядовому российскому гражданину попасть, в общем-то, нереально, так как добраться туда можно только на вертолете, что может позволить себе далеко не каждый норильчанин, то Красные Камни находятся буквально в получасе езды от Норильска. Приехать туда может любой любитель красивых видов и природы.

Красные Камни — это красивейшее горное ущелье действительно песочно-красного цвета.

«ПОРА» организовала здесь строительство экотропы, которая ведет к уникальным горной речушке, водопаду и озеру.

— Если быть честным, то идея экотропы «Красные Камни» возникла случайно, — говорит «Русской Весне» член правления Экологического фонда Сибирского Федерального университета Роман Лалетин, большой симпатичный парень с бородой и лысиной, похожий на норвежского лесоруба. — Мои товарищи, работающие в Норильске, пошли туда просто, чтобы развеяться.

Один из них увидел совпадения с теми экотропами, которые прежде видел на Сахалине и в других местах. Ознакомившись с Красными Камнями, мы поняли, что это чудесное природное место надо как-то выделить. К тому же это максимально доступное место для отдыха норильчан рядом с природой.

Ехать на знаменитые озера на плато Путорана далеко и дорого. А тут сел в Норильске в машину, 30 минут и ты, собственно говоря, уже на природе с прекрасным видом на тундру.
Так было принято решение организовать экотропу. Она является барьером между обычными землями и особо охраняемыми природными территориями.
Роман показывает рукой в сторону хребта, с которого падает водопад.

— Вот там, собственно, и начинается Путоранский заповедник. Его территория простирается до конца плато Путорана. Вся экотропа, которую мы открыли, составляет где-то 4,3-4,5 км. Мы все тут собираемся облагородить: соорудим специальные деревянные настилы для туристических палаток, вдоль дороги установим места отдыха для пенсионеров и тех, кто гуляет тут с колясками, это будут обычные лавочки, сделанные из бревен.

Возле камня «Вася» будут информационные доски, рассказывающие о флоре и фауне этого места, оборудуем также места для разжигания костров (примечание автора: тут я должен отметить прекрасный перекус, который приготовил журналистам Роман со своими товарищами рядом с озером; они развели огонь, согрели на нем воду в чайнике; кормили нас вкуснейшей северной рыбой — сугудаем из муксуна и сугудаем из сига — кусочки которой с луком мы клали на черный бородинский хлеб, всю эту вкуснотищу мы запивали черным чаем с сахаром райская пища в конце почти пятикилометрового пути к горному озеру).
Красные Камни интересны и для спортсменов, — продолжает свой рассказ Роман. — На озере, глубина которого 9 метров, проводились соревнования дайверов.
Роман говорит, что параллельно необходимо решать и проблему загрязнения окружающей среды в этих местах.

— Люди тут отдыхают, а мусор не вывозят. Массовые походы граждан не способствуют сохранению в чистоте этой природы. Нужно, чтобы туристы видели и чувствовали, что это место облагораживается другими людьми, поэтому выброшенный мусор — это удар по труду других людей.

Есть и еще одна проблема, которая является бичом всех красивых природных мест России, где есть горы. Варвары-туристы их расписывают своими незатейливыми граффити по типу «Ося и Киса здесь были». И не ленятся же вандалы тащить с собой в дорогу банку с краской. Очень неприятно читать рядом с красивейшим озером на Красных Камнях надпись красного цвета «Крым».

— Мы с эти теперь боремся. — рассказывает Николай, товарищ Романа. — Альпинисты специальным раствором стирают все эти надписи. Чтобы удалить одну, уходит примерно 4-8 часов. Видели, когда шли по экотропе, камень «Вася»? Он же весь расписан краской. Его так назвали, потому что первая надпись принадлежала какому-то Васе, который на радостях от посещения этого красивого места решил сообщить об этом с помощью варварской надписи, подписавшись своим именем. Раз в Норильске есть район «Валёк», то почему бы не быть камню «Васе». Вот с тех пор и появилось это название.
Нарисуй и спаси «Белого мишку»
В красивом Молодежном центре Норильска, который находится в центре города, на середине пути между улицей Ленина и гостиницей «Норильск», открылся детский просветительский центр «Белый мишка».

На его презентации в специальном помещении с прикольной финской мебелью посетителей специально обученные учителя учили делать оригами — кораблик с изображением забавного белого мишки, любимца еще советской детворы, а также рисовать на планшетах специальными ручками красивые полярные пейзажи.

Олеся Кужель, менеджер проекта «Белый мишка», рассказала «Русской Весне» о том, как он возник, и в чем его важность:
— Это совместная работа с Экологическим фондом Сибирского федерального университета. Мы ведь «Проектный офис развития Арктики», поэтому обеспокоены тем, что там происходит. Белый медведь, будучи безусловным символом арктической зоны Российской Федерации, является уже давно «краснокнижным животным».
Сегодня Россия активно осваивает Арктику, и встречи с белым медведям участятся. Надо понимать, что это самый крупный хищник из живущих на суше. В отличие от бурого медведя, который на 75% питается растительной пищей, белый медведь питается почти исключительно животной пищей.

При встрече с людьми этого «прирожденного убийцы» вероятны нападения, в результате которых происходят вынужденные отстрелы. Чаще всего это происходит по вине людей. Поэтому мы хотим рассказывать об этом величественном животном, его жизни, особенностях питания, правилах поведения в местах обитания и при встрече с ними, чтобы избегать ненужных конфликтных ситуаций, приводящих к вынужденным отстрелам.

Еще одна проблема — это браконьерство. «ПОРА» считает, что с этим негативным явлением надо бороться.

Мы совместно с дирекцией заповедника Таймыра и специалистами Экофонда СФУ будем изучать популяцию белого медведя: в обязательном порядке проведем их пересчет, а происходит это редко в силу технических и финансовых сложностей. Мы считаем, что наша работа очень важна.

Госпожа Кужель также пояснила важность открытия в Норильске центра «Белый мишка», где подрастающее поколение в процессе игры и обучения будет обретать понимание того, насколько важно для России и мира сохранение великолепной фауны Арктики, и, в частности, ее большого косолапого белого хозяина.

— Первой в нашем проекте была антибраконьерская кампания, ориентированная на взрослых. Но мы быстро убедились в том, что они зачастую не понимают, почему нужно защищать белого мишку. Для многих, к сожалению, это животное представляется только в качестве шкуры, висящей на стене, или лежащей на полу. Я недавно одну такую видела в одном СПА-центре. Она висит у всех на обозрении.

Все педагоги, все эксперты в этом вопросе говорят одно: чем раньше вы начнете заниматься экологическим просвещением, тем лучше, поэтому занятия будут проходить, в первую очередь, с младшим школьным возрастом.

Причем заниматься экологическим просвещением через творчество: лепку, рисование, графику и так далее. Мы будем рассказывать детям не только про белого мишку, о нем можно рассказать за два урока, но и о всей экосистеме Арктики, о том, что окружает белого медведя, о его соседях, и почему это все так важно.

Отдельное направление — изучение культурного наследия коренных народов Севера. Дети будут знакомится с народными сказками, орнаментами, народными промыслами коренных народов.

Признает важность формирования с детства экологического мышления у российских граждан и присутствовавшая на открытии центра «Белый мишка» Владислава Ковалевская, руководитель проекта Общественной палаты Российской Федерации «Детские экологические пресс-центры».
— Не стоит забывать, что Арктика — это особая территория в России, где вопрос экологии стоит особенно остро. Природа здесь очень хрупкая.
В российской Арктике все необычно, и, наверное, поэтому особенно ценно, начиная от редких растений и животных, заканчивая климатом. Поэтому любой, кто живет там, должен знать, как сохранить природу, как к ней относиться, как сделать так, чтобы человек не повлиял негативно на изменения окружающей среды.

Взрослые получают достаточно много просветительской информации (например, как надо себя вести в Арктике), но взрослые прагматичны — они не думают о том, что там что-то нужно менять. Они приезжают на Север зарабатывать, и им зачастую все равно, что находится вокруг них.

А вот дети, усвоившие экологические уроки, смогут повлиять в будущем и на взрослых, и на своих сверстников, не имевших возможности получить элементарное экологическое образование, с тем, чтобы эту природу сохранить.

Белый медведь выбран символом Арктики, и тут неважно, что в самом Норильске его нет — он есть в Арктике, которая относится к этому региону. Он знаком с детства из песенок, из мультфильмов. Именно он для нас символизирует Крайний Север. Он не вызывает негатив у детей, а вызывает лишь положительные эмоции.

Просветительский центр «Белый мишка» как раз и создан для того, чтобы рассказать детям о том, что происходит в Арктике, что в ней важно, а что нет. На первом занятии нам представили только начало проекта, на который будет наращиваться все больше и больше действие разных направлений. Важно, чтобы дети не только через лекции и фильмы, но и через интересную для их возраста деятельность — интерактивные программы, рисование — изучали родной край.
Энецкая письменность
Если вы поедете в Дудинку, город на Енисее, который находится в 80 километрах от Норильска, то сможете погрузиться в атмосферу быта коренных народов Крайнего Севера, издревле обитающих на Таймыре. Самый многочисленный из них — ненцы. Когда-то, несколько столетий назад, тут попытались поселиться чукчи, но местное население выдворило незваных гостей.

В Дудинке вы сможете побывать в чумах, посидеть около печки-буржуйки, поесть оленины, строганины из рыбы, попить чайку и послушать байки местных жителей о прошлом их бабушек и дедушек.

Если захотите, можете посетить местный музей ремесел, где вы не только увидите, как местные мастера делают из срезов оленьих рогов всякие забавные фигурки (стоимость таких поделок — в районе 3 тысяч рублей), но при желании и сами поучаствуете в разрисовке оленьих рогов орнаментами с помощью бормашины.

Есть в Дудинке и интересный краеведческий музей, где можно своими глазами увидеть знаменитого мамонтенка Женю, которого нашли еще в советские времена. Женя очень хорошо сохранился, и теперь выставлен в музее.

Самый малочисленный народ Таймыра — энцы. Их численность — менее 300 человек. Вот для них «ПОРА» и создает сейчас письменность.

Об этом проекте «Русской Весне»рассказал его координатор Александр Ветров:

— Энцев как отдельную национальность стали выделять только во второй половине двадцатого века. Как правило, во время переписи населения их записывали в ненцы, которых насчитывается десятки тысяч человек. Но, несмотря на близость энцев к ненцам, все же это другой народ. У энцев хоть и близкий, но все-таки свой язык. Однако проблема в том, что у них нет своей письменности. Сказки и эпос есть, а письменности нет.

Некоторые указывают, что было издано 7 книг на энецком языке, и даже существует словарь энецкого языка, но еще раз повторюсь, все это было издано не с помощью энецкой письменности, потому что ее нет.

Увы, молодое поколение энцев говорит только по-русски и уже не очень хорошо знает энецкий, а зачастую и не желает знать. Носители языка в основном люди пожилого возраста, которые всячески стараются сохранить и передать свои знания будущим поколениям энцев.

С инициативой создания письменности выступил Сибирский федеральный университет. И, прежде всего, профессор, доктор философских наук Наталья Петровна Кобцева. Она и ее коллеги обратились к нам, в «ПОРА», с готовым проектом по созданию энецкой письменности.

И мы откликнулись на их предложение. После тщательной подготовки в конце августа этого года стартовала экспедиция в поселок Потапово, где компактно и проживает основная часть энцев. Ее возглавил профессор того же университета, доктор физико-математических наук Владимир Игоревич Кирко.

В Потапово участники полевых исследований работали в течение полных 6 дней. За этот период удалось собрать материал, связанный с фиксацией энецкой речи, с существующими практиками обучения энецкому языку детей в детском саду, в средней школе, в библиотеке. В тундровых условиях были сделаны аудио и видеозаписи энецкой семьи, глава которой пользуется большим авторитетом у односельчан и является одним из немногих оставшихся энцев, кто свободно владеет энецким языком.

Следующим этапом станет работа с собранным материалом, его обработка. Лично я верю, что наша работа по созданию энецкой письменности поможет возрождению самосознания энцев.
В итоге, в декабре этого года пройдет презентация энецкой письменности. Потом мы обязательно обратимся в ЮНЕСКО и другие международные организации, чтобы зафиксировать этот факт.
Источник - Русская весна