Если вы поедете в Дудинку, город на Енисее, который находится в 80 километрах от Норильска, то сможете погрузиться в атмосферу быта коренных народов Крайнего Севера, издревле обитающих на Таймыре. Самый многочисленный из них — ненцы. Когда-то, несколько столетий назад, тут попытались поселиться чукчи, но местное население выдворило незваных гостей.
В Дудинке вы сможете побывать в чумах, посидеть около печки-буржуйки, поесть оленины, строганины из рыбы, попить чайку и послушать байки местных жителей о прошлом их бабушек и дедушек.
Если захотите, можете посетить местный музей ремесел, где вы не только увидите, как местные мастера делают из срезов оленьих рогов всякие забавные фигурки (стоимость таких поделок — в районе 3 тысяч рублей), но при желании и сами поучаствуете в разрисовке оленьих рогов орнаментами с помощью бормашины.
Есть в Дудинке и интересный краеведческий музей, где можно своими глазами увидеть знаменитого мамонтенка Женю, которого нашли еще в советские времена. Женя очень хорошо сохранился, и теперь выставлен в музее.
Самый малочисленный народ Таймыра — энцы. Их численность — менее 300 человек. Вот для них «ПОРА» и создает сейчас письменность.
Об этом проекте «Русской Весне»рассказал его координатор Александр Ветров:
— Энцев как отдельную национальность стали выделять только во второй половине двадцатого века. Как правило, во время переписи населения их записывали в ненцы, которых насчитывается десятки тысяч человек. Но, несмотря на близость энцев к ненцам, все же это другой народ. У энцев хоть и близкий, но все-таки свой язык. Однако проблема в том, что у них нет своей письменности. Сказки и эпос есть, а письменности нет.
Некоторые указывают, что было издано 7 книг на энецком языке, и даже существует словарь энецкого языка, но еще раз повторюсь, все это было издано не с помощью энецкой письменности, потому что ее нет.
Увы, молодое поколение энцев говорит только по-русски и уже не очень хорошо знает энецкий, а зачастую и не желает знать. Носители языка в основном люди пожилого возраста, которые всячески стараются сохранить и передать свои знания будущим поколениям энцев.
С инициативой создания письменности выступил Сибирский федеральный университет. И, прежде всего, профессор, доктор философских наук Наталья Петровна Кобцева. Она и ее коллеги обратились к нам, в «ПОРА», с готовым проектом по созданию энецкой письменности.
И мы откликнулись на их предложение. После тщательной подготовки в конце августа этого года стартовала экспедиция в поселок Потапово, где компактно и проживает основная часть энцев. Ее возглавил профессор того же университета, доктор физико-математических наук Владимир Игоревич Кирко.
В Потапово участники полевых исследований работали в течение полных 6 дней. За этот период удалось собрать материал, связанный с фиксацией энецкой речи, с существующими практиками обучения энецкому языку детей в детском саду, в средней школе, в библиотеке. В тундровых условиях были сделаны аудио и видеозаписи энецкой семьи, глава которой пользуется большим авторитетом у односельчан и является одним из немногих оставшихся энцев, кто свободно владеет энецким языком.
Следующим этапом станет работа с собранным материалом, его обработка. Лично я верю, что наша работа по созданию энецкой письменности поможет возрождению самосознания энцев.