В XVII веке на землях древнего и самого многочисленного энецкого рода Могади был построен знаменитый острог Мангазея, который на несколько десятилетий стал важнейшим опорным пунктом русских в освоении севера Сибири. И опять энцам пришлось отступать дальше на Север.
Семья энцев. Фото из энциклопедии Красноярского края Считается, что кланово энцы проживают только на Таймыре. Петр Николаевич рассказывает, что в те времена, когда он занимался перегоном оленей, слышал от ямальцев, что на севере Уральских гор есть село, где живут одни манто (так там называют энцев), говорящие на родном языке. Так что вопрос о географии расселения народа нуждается в уточнении.
1. В 2010 году во время переписи на Таймыре насчитали 227 энцев. Число очень спорное, говорит Петр Болин. Потому что в советские времена многих энцев переписали на ненцев. И приводит пример: когда после армии он менял паспорт, то девушка в военкомате в графе «национальность» написала: ненец. И сказала: «Какая разница?» Спор был решен в пользу демобилизованного солдата, но всех его сестер, да и многих соотечественников, записали как ненцев.
2. На Зое Николаевне – осенняя суконная распашная парка. Глухого покроя малица, в которую одет Петр Николаевич, шьется из оленьей шкуры мехом внутрь. Наброшенный сверху матерчатый чехол – уже явление нового времени.
В одежде народов Севера нет ничего лишнего. Все обусловлено потребностью выжить в сложных условиях. Брат и сестра рассказывают об особенностях зимней обуви энцев – длинных меховых сапог бокарей. Подошва продумана трижды рационально. Лохматая, чтобы не было скользко. Жесткая и ноская, шьется из той части оленя, что у копыта. Такой подошвы хватает на несколько бокарей. К тому же не оставляет запаха человека, что важно на охоте.
3. Энцы – это испокон веков промысловые люди, занимаются охотой, рыбалкой, оленей всегда использовали только как транспорт (только род Силкиных занимается оленеводством еще с царских времен), а ненцы – это оленеводы, разграничивает особенности быта двух похоже звучащих народов Петр Болин. Ненцы стоят стойбищами по пять чумов, а энцы – всегда по одному, редко когда по два-три. Потому что промысловые точки у них по разным местам.