09.12.2020
На их столе барика и шаньдюсай оса
#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Энцев сегодня насчитывается 227 человек. Считается, что Таймыр – единственное место их проживания.

Эту редкую народность в нашем проекте представляют Зоя Николаевна Болина, главный специалист по энецкой культуре Таймырского дома народного творчества, автор книги о соотечественниках под названием «Эззууй» («След нарты»), и ее брат Петр Николаевич Болин, в разное время работавший на Таймыре зоотехником и оленеводом.
Петр и Зоя Болины
«Исследователи истории энецкого народа отмечают, что энцы – потомки древнесамодийского этноса, жившего на юге Сибири, – отвечает Зоя Николаевна на вопрос, как энцы появились на Таймыре. – Под воздействием более сильных соседних этносов (в первую очередь древнетюркского) самодийский этнос раскололся на отдельные народы и этнические группы, которые по ряду причин были вынуждены покинуть родные места и переселиться вглубь западносибирской тайги, а затем в лесотундру и тундру. Более воинственные тюркские группы постоянно нападали на эти народы (враждовавшие и между собой) и оттесняли их из этих мест. Сначала в Западную Сибирь, потом на Север. А здесь оленные люди ненцы, которых было больше и которым были нужны пастбища, постоянно нападали на энцев и двигали их дальше на Север».
В XVII веке на землях древнего и самого многочисленного энецкого рода Могади был построен знаменитый острог Мангазея, который на несколько десятилетий стал важнейшим опорным пунктом русских в освоении севера Сибири. И опять энцам пришлось отступать дальше на Север.

Семья энцев. Фото из энциклопедии Красноярского края Считается, что кланово энцы проживают только на Таймыре. Петр Николаевич рассказывает, что в те времена, когда он занимался перегоном оленей, слышал от ямальцев, что на севере Уральских гор есть село, где живут одни манто (так там называют энцев), говорящие на родном языке. Так что вопрос о географии расселения народа нуждается в уточнении.

1. В 2010 году во время переписи на Таймыре насчитали 227 энцев. Число очень спорное, говорит Петр Болин. Потому что в советские времена многих энцев переписали на ненцев. И приводит пример: когда после армии он менял паспорт, то девушка в военкомате в графе «национальность» написала: ненец. И сказала: «Какая разница?» Спор был решен в пользу демобилизованного солдата, но всех его сестер, да и многих соотечественников, записали как ненцев.

2. На Зое Николаевне – осенняя суконная распашная парка. Глухого покроя малица, в которую одет Петр Николаевич, шьется из оленьей шкуры мехом внутрь. Наброшенный сверху матерчатый чехол – уже явление нового времени.

В одежде народов Севера нет ничего лишнего. Все обусловлено потребностью выжить в сложных условиях. Брат и сестра рассказывают об особенностях зимней обуви энцев – длинных меховых сапог бокарей. Подошва продумана трижды рационально. Лохматая, чтобы не было скользко. Жесткая и ноская, шьется из той части оленя, что у копыта. Такой подошвы хватает на несколько бокарей. К тому же не оставляет запаха человека, что важно на охоте.

3. Энцы – это испокон веков промысловые люди, занимаются охотой, рыбалкой, оленей всегда использовали только как транспорт (только род Силкиных занимается оленеводством еще с царских времен), а ненцы – это оленеводы, разграничивает особенности быта двух похоже звучащих народов Петр Болин. Ненцы стоят стойбищами по пять чумов, а энцы – всегда по одному, редко когда по два-три. Потому что промысловые точки у них по разным местам.

Брат и сестра с удовольствием вспоминают времена своего детства, когда они жили вместе с родителями в чуме. Это было конусообразное сооружение почти на полста шестов, сверху покрытое нюками (стрижеными оленьими шкурами), с диаметром круга примерно шесть метров. Внутри стояла печка-буржуйка, по обеим сторонам которой располагались спальные места. В таком чуме запросто размещались муж, жена и пять детей. За печкой оставалось место еще и для дедушки.
4. Кухня всех народов Севера похожа, свидетельствует Петр Николаевич, успевший поработать во многих уголках Таймыра. Рыбу и оленину здесь употребляют в сыром, вареном и сушеном виде. Одно из любимых национальных блюд наших героев – барика. Сейчас его делают редко. Сушеную рыбу – юколу (похи) мелко режут, толкут в рыбьем жире и долго тушат на медленном огне. Получается однородная каша, деликатес, который ели вместо масла с черными лепешками из ржаной муки. Барику делали летом, а зимой – шаньдюсай оса. Внутренний жир оленя растапливали, смешивали с мелко нарезанным отварным мясом, утрамбовывали, ставили на холод. В дальних поездках, когда нет времени готовить, кусочек такого яства надолго давал ощущение сытости.
5. Энецкое слово «энчи» переводится как «человек». «Мышка» по-энецки «тобик», «морошка» – «морга». Энецкий принадлежит к группе самодийских языков, куда входят ненецкий, нганасанский, селькупский языки. Самодийские языки являются самостоятельной ветвью уральской языковой семьи, другую самостоятельную ветвь которой образуют финно-угорские языки.

Энецкий язык на Таймыре в последние годы стал звучать все реже. На нем говорят наши герои, их старший брат и еще несколько представителей старшего поколения. Те, кто моложе, даже 50-летние люди, родного языка не знают. Учеба в интернатах дала возможность получить образование, но оторвала от родных корней. Энецкий язык оказался на грани исчезновения. Поэтому трудно переоценить значение книги Зои Болиной «Эззууй». Все тексты и истории-легенды написаны здесь и на русском, и на энецком языке.

Текст: Татьяна Рычкова
Фото: Николай Щипко и открытые источники