А рассказывают они разное. Чаще, особенно мужчины, начинают про молодость и работу в оленеводческих бригадах, жизнь с оленями в тундре. Оно и понятно - олени долгое время оставались важной частью культуры этих людей. Но если общаться с ними дольше, то вспоминают и детство. То, как им жилось в тундре с родителями, чем они там занимались, какие песни они им пели, какие сказки рассказывали. Говорят о волшебных встречах с шаманами, что находили невероятным образом стада потерянных оленей. Рассказывают о поучениях родителей, о том, какие были запреты и правила, как был устроен их традиционный быт.
Люди рассказывают о том, как они любили тундру и жизнь там, вспоминали дружбу с деревьями. Многие с горечью вспоминают тот момент, когда их забрали из тундры на учёбу в интернат. Почти все любили тундру очень сильно и с трудом покидали и покидают её. Нынешние подростки, живущие на Прилуках, очень ценят свой опыт жизни в тундре, участвуют в различных традиционных смотрах и соревнованиях, ходят охотиться и рыбачить со старшими. Они рассказывают жуткие истории о встречах с медведем так, будто и ничего такого. Страшно - да, но уже обыденность, с кем не бывает.
Поразительные люди. Многие говорили нам, что не хотят уезжать, тяжко им в городе бывать, а тут хорошо. И нельзя сказать, что у них выбора нет и что они просто ничего другого не видели. В городе они бывают регулярно, что в Красноярске, что в Дудинке, да и в Норильск ездят. Многие коренные бывали даже заграницей — представляли свой народ и свою культуру, знакомились с тем, как сохраняют их там. И всё равно выбрали свою родину, ничего милее им нет. С одной стороны, сложно понять, почему они избрали именно такой образ жизни в посёлке или же в тундре, при наличии альтернативы жить в городе со связью, водопроводом и центральным отоплением. Но, с другой стороны, приезжая на место, ты понимаешь весь шарм. Особенно сильно влюбляешься в большую бескрайнюю тундру с её многоцветными травами и мхами, с её бескрайним чистым небом, просторами для глаза и мысли. Люди, выбравшие жизнь в посёлке, просто, уже, не могут жить в тундре по тем или иным причинам, но и отказаться от тундры не могут. Ведь нет другого такого места, как дом.