Кеты
Кеты(самоназв.: кет– «человек», кето, денг, остяки) – коренной народ Красноярского края. Живут в среднем и нижнем течении Енисея дисперсными группами. Общая численность в России по переписи населения 2010 г. – 957 чел.

Кетский язык является уникальным в своем роде языком-изолятом. Он единственный представитель особой енисейской группы палеоазиатской семьи. Известны 2 диалекта: имбатский и сымский (югский). Последний принято считать в настоящее время самостоятельным языком. Письменность с 1980-х гг. на основе русской графики.

Верующие кеты – православные, часть придерживается традиционного культа (шаманизм), появляются последователи евангельского христианства.

Термин «кет» вводится в обиход в 1920-е гг. Ранее в русской литературе они были известны как остяки, енисейские остяки, енисейцы.

Предки кетов издавна жили на территории Южной Сибири вместе с другими представителями т.н. енисейскоязычных народов: аринов, ассанов, яринцев, тинцев, бахтинцев, коттов и др. Некоторые кетоязычные группы с9 по 13 вв. ушли на север, осев на Среднем Енисее и его притоках. Именно здесь, в контакте с хантами и селькупами, а затем и с эвенками, сформировалась самобытная кетская культура. В дальнейшем движение кетов на север продолжилось вплоть до рек Турухан, Курейка и озера Мундуйское, вытесняя оттуда или ассимилируя энцев.

Оставшиеся на юге енисейские племена были постепенно к 18-19 вв. ассимилированы окружающими их народами. В частности, енисейцы участвовали в формировании отдельных групп хакасов (качинцев), тувинцев, шорцев, северных алтайцев.

Исконными занятиями кетов были пешая охота на копытных (лось, олень), водоплавающую и боровую дичь, массовый лов рыбы котцом (загородка с плетеной ловушкой). С введением ясака, а затем развитием товарных отношений первое место занимает пушной промысел (соболь, белка).

Орудия промысла отличались универсальностью. Кетские лук и стрелы использовались для охоты на все виды животных и птиц. В условиях медленного из-за малоденежья распространения огнестрельного оружия лук применялся вплоть до 1930-х гг. Северная часть кетов заимствовала у ненцев в ограниченных размерах транспортное оленеводство, которое полностью исчезло в 1970-е гг.

Кетские охотники передвигались на широких лыжах из ели, оклеенных снизу камусом. Груз перевозили на подвижной ручной нарте. Тащить ее помогала собака. Для передвижения по воде использовались большие дощатые лодки-илимки (грузоподъемность до 4 тонн) с мачтой и парусом, жилой частью, крытой берестой. На мелководье и озерах широко применяли выдолбленные из осины лодки-ветки.

Домашними занятиями мужчин были обработка дерева, кости, рога, кузнечество. Кетские луки и орудия труда (ножи, скребки и др.) славились на Енисейском Севере и служили предметом обмена. Женщины выделывали шкуры и бересту, изготавливали из них одежду, предметы утвари.

Традиционным для кетов жилищем является полуземлянка (баннус– земляной чум) с квадратным каркасом из бревен и земляным покрытием, а также конический чум (кус), покрытый берестяными тисками (сшитые куски бересты). В качестве временного жилища использовались сводчатые шалаши из гнутых прутьев, крытые берестой. В летний период на рыболовных угодьях жили в лодках-илимках.

С переходом на оседлость у кетов появляются срубные дома. К концу 1950-х гг. они окончательно отказываются от землянок. Чумы еще используются, но только в качестве временного жилья на промысле.

Национальная одежда (мужчин и женщин): стеганный суконный кафтан на подкладке из заячьих шкур; меховая парка (короткая у мужчин, длинная у женщин) из оленьей шкуры. Женской одежде присущи более яркая цветовая гамма, бусы, пояс из цветной (чаще красной) ткани. Нижняя одежда и летняя обувь изготавливались из ровдуги. Зимняя обувь состояла из мехового черкаи суконных голенищ.

Северные кеты-оленеводы зимой надевали меховую парку с капюшоном и меховую обувь. Головным убором всех сезонов зачастую служил покупной платок, который складывался по диагонали и завязывался под подбородком. Охотники для защиты лица от ветра, а глаз от блеска весеннего снега поверх ситцевого платка надевали налобник из плотно нанизанных на ремешок беличьих хвостов.

Традиционная пища – вареная и жареная (на рожне) рыба, мясо. Использовались заготовленные впрок вяленое мясо и рыбопродукты - сухие юколаи порса, рыбий жир. Готовили на костре, пресные лепешки выпекали из муки в золе костра или глинобитной печи. Летом рацион питания кетов дополнялся ягодами, клубнями сараны, черемшой. Пили отвары трав, заменявшие покупной чай.

С конца 18 в. кеты объединились в управы, внутри которых жили отдельными стойбищами из нескольких семей. К нач. 20 в. у кетов преобладали малые семьи. Браку предшествовал сговор и сватовство. Центральным моментом сговора был обряд с котлом. Родственники жениха наполняли подарками (беличьи шкурки, платки) медный котел и относили к чуму невесты. Перевернутый котел означал отказ, принятие подарков – согласие на брак. После этого стороны договаривались о выкупе (калыме) за невесту.

Свадебный день начинался с мытья голов жениха и невесты. Юноше заплетали одну косу, а невесте впервые делали женскую прическу в две косы. Церемонией бракосочетания руководил шаман. Он связывал концы кос молодых, соединял их руки, что символизировало единство супругов. Свадьба сопровождалась застольем, играми, состязаниями сородичей в стрельбе из лука, перетягивании каната.

Национальные особенности ярко проявляются и в похоронной обрядности. У кетов бытовало несколько видов захоронений, в частности, в земле и воздушное. К 19 в. воздушное захоронение применялось только в отношении шаманов и детей. Покойника укладывали в яму на спину, головой к востоку, закрывали двумя досками. На могиле устанавливалась палка с развилкой, позже – православный крест. Особенностью является привязывание к кресту лоскутов белой материи. Встречалось захоронение в перевернутой лодке. Воздушное захоронение устраивалось в пне срубленного дерева или на помосте. Сопроводительный инвентарь ломали и портили.

Хотя кеты официально считались обращенными в православие еще в 18 в., у них сохранялись традиционные верования и культы, сформировавшиеся на основе ранних мифологических представлений о мире. В образе верховного бога Есь(«небо», «бог») олицетворялись небо и связанные с ним явления природы. Ему противостояла хозяйка севера и носительница зла Хоседэм, насылающая беды, порчу, мор и болезни. Юг персонифицировался в образе хозяйки перелетных птиц Томэм. Существовали культы огня, духов – семейных охранителей, духов – хозяев отдельных мест и промысловых животных. Особое место занимал ритуал по случаю добычи медведя (медвежий праздник), в образе которого, считалось, в гости к живым является умерший родственник. Шаманство у кетов не было профессиональным. Главной функцией шаманов было лечение и предсказания.

Фольклор кетов включал в себя космогонические сказания и мифы:о происхождении мира и человека, мифическом Альбэ, его борьбе с Хоседэми превращении его в каменный хребет на восточном берегу Енисея; о богатыре Бальнэ. Распространены сказки о животных, о покровителе и хозяине лесных зверей Кайгусе, посылавшем промысловую удачу, о злой Кэлбэсам,обманывающей людей и т.д. Были популярны также загадки и песни-импровизации.

В качестве музыкальных инструментов использовались: варган (из кости или дерева), играющая струна-жила, музыкальный лук и смычковая лютня.

Традиционное изобразительное искусство – вышивка подшейным волосом оленя, резьба по кости, дереву, орнаментация бересты, меховая аппликация и др.

К концу 19 в. в Енисейской губ. кеты насчитывали 993 чел. при явном преобладании мужчин (54,2%). Советская перепись 1926 г. зафиксировала их максимальную численность в 1402 чел. Во второй пол. 20 в. количественный состав кетов стабилизировался на уровне 1 тыс. чел.

По переписи населения 2010 г. в Красноярском крае проживает 957 кетов (чуть меньше, чем в 2002 г.), из них 586 чел. – в Туруханском районе, что составляет 3% населения; 206 чел. – в Эвенкийском муниципальном районе. Доля мужского населения у кетов – 46,8%, городского – 19,1%. На молодежную возрастную группу (до 19 лет) приходится 33,9%, трудоспособного возраста – 60,4%, старше – 5,7%.

К настоящему времени в Красноярском крае имеется 6 территориально компактных групп проживания кетов: елогуйская (пос. Келлог на р. Елогуй), сургутихинская (пос. Сургутиха на одноименной речке), пакулихинская (пос. Бакланиха на Енисее), курейская (пос. Серково на р. Курейке и пос. Мадуйка на оз.Мундуйское) – все в Туруханском районе; сымская (ок. 40 кетов-югов в пос. Сым на одноименной реке) в Енисейском районе.

6-я группа – подкаменнотунгуская (пос. Суломай на р. П.Тунгуска) - административно отошла в 1960-х гг. Байкитскому району Эвенкийского АО. В нач. 21 в. пос. Суломай был буквально уничтожен разрушительным наводнением. Благодаря помощи властей, христианских общин и зарубежных благотворительных фондов (гл. обр. фонда им. Ф.Нансена) поселок за короткий срок был заново отстроен со всей инфраструктурой на новом месте.

Всего в Красноярском крае имеется 9 поселков компактного проживания кетов, из них только Келлог и Суломай можно считать моноэтническими.

В 1980-е гг. для кетов была разработана письменность, и в ряде поселков началось преподавание родного языка в начальных кассах. К 2004 г. кетский этнокомпонент (родной язык как предмет, история и обычаи, традиционное природопользование) применялся в 8 школах Красноярского края. Помимо этого в национальных факториях Туруханского района работало 6 дошкольных учреждений, 9 библиотек и 8 клубов. В самом райцентре в 2002 г. было открыто ПТУ, где кетская молодежь обучается специальностям охотник-промысловик, мастер по пошиву национальной обуви, хозяйка усадьбы.

Однако в целом перед кетами стоит реальная угроза утери родного языка. На сегодня лишь 35,6% из них признают кетский язык родным, свободно им владеют – 20,5% (а среди детей – менее 10%). Ситуация будет усугубляться по мере возрастания у кетов удельного веса смешанных семей: 1991 г. было 41,1% мононациональных браков, в 2001 г. – 36,1%, в 2016 – 59,9%.

В общественной жизни интересы кетского сообщества представляют различные общественные организации. В сер.1990-х гг. были созданы краевая Ассоциация кетского народа (през. М.В. Максунова), Ассоциация КМНС Туруханского района «Наша Земля» (през. О.Л. Синникова), Ассоциация КМНС Енисейского района (предс. В.В.Топков), Туруханская районная Ассоциация малых и коренных народов Севера (през. Н.В. Новик).