21.08.2018
Интервью с профессором Владимиром Игоревичем Кирко
Собеседники
  • Владимир Игоревич Кирко
    Доктор физико-математических наук, профессор, руководитель полевых исследований энецкой этнокультурной группы, г. Красноярск
  • Наталья петровна Копцева
    Доктор философских наук, профессор , руководитель проекта «Создание энцкой (энецкой) письменности как способа сохранения уникального культурного наследия коренных малочисленных народов Севера»

Добрый день, Владимир Игоревич. Вы уже не первый год организуете полевые исследования на северных и арктических территориях Красноярского края, но чем особенным выделяется экспедиция 2018 года в село Потапово Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края?
Добрый день. Да, действительно, с 2010 года я выступаю одним из организаторов полевых исследований в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера и Сибири. Каждый год проходят от одной до трех экспедиций. Мы побывали в удивительных местах на севере Республики Саха (Якутия), в Эвенкии, на Таймыре, в Туве и Хакасии. Здесь проживают коренные жители, которые сумели с помощью многовековых проб и ошибок создать уникальные культуры, способствующие выживанию людей в суровом климате, в непростых ландшафтах и ограниченных условиях для хозяйственной деятельности. Но даже среди них выделяются энцы – малочисленный народ, представители которого населяют арктическую тундровую зону Красноярского края.


Чем же выделяются энцы среди остальных коренных малочисленных народов, населяющих Сибирскую Арктику?
Энцы – очень небольшой по численности народ, который проживает только в Красноярском крае, только в России. По мнению демографов, их численность составляет не более 300 человек. Совсем недавно энцы почти не отделялись от своих соседей – ненцев и долган. Но сегодня энецкая культура переживает определенный ренессанс. Среди них выделилась небольшая, но пассионарная группа энцев, которые хотят не просто сохранять, но и распространять среди детей и молодежи уникальные экономические, экологические и культурны практики. Для этого, полагают современные энцы, нужно сохранять и распространять свой родной язык.


Право на родной (или, как иногда принято говорить, «материнский») язык коренных народов мира признается не только ЮНЕСКО, но и подавляющим большинством государств, на территории которых проживают коренные малочисленные народы. Чем отличается положение энецкого языка среди остальных родных языков коренных народов мира и России?
Энцы – один из последних коренных народов Российской Федерации, пока еще не имеющих собственной «узаконенной» письменности. В настоящее время носителей языка осталось буквально несколько человек, можно быть два или три десятка. Необходимо сделать все возможное, чтобы зафиксировать уникальную языковую картину мира энцев, это можно сделать, сохранив их язык, в том числе предложив варианты письменности для энецкого языка.


Как Вы и члены Вашей экспедиции будете добираться до места жительства энцев?
Конечно, это будет нелегко. Сначала мы полетим на самолете до Норильска. От Норильска до Дудинки (столицы Таймыра) – снова самолетом. В Дудинке мы пересядем на теплоход «Александр Матросов», поскольку иного способа добраться до деревни Потапово, где живут современные энцы, кроме водного – не существует. Поскольку теплоход приходит в Потапово лишь в определенные дни, мы проведем здесь не менее 5 дней. Затем снова вернемся в Дудинку, возвращаться в Красноярск будем вновь авиатранспортом.

Сейчас взрослое население Потапово перебирается из тундры в село, детей начинают готовить к новому учебному году. Мы надеемся не только поработать в архивах села Потапово, но и записать энецкий язык у его носителей, для которых он является родным. Известно, что дети изучают язык по разработанному в Финляндии методу «языкового гнезда», где ребята продолжают заниматься родным языком дома со взрослыми. Т.е. дети учат взрослых родному древнему языку. В Потапово действует такое «языковое гнездо», здесь живут люди, которые организуют радиопередачи на энецком языке, делают современные тексты. Мы надеемся, что сможем собрать большой полевой материал, включающий аудиозаписи, видео, фотоматериалы.


Какие перспективы у энецкого культурного наследия? Удастся ли нам сохранить его для будущих поколений?
Думаю, что современные способы сохранения культурного наследия коренных народов Арктики позволят нам передать будущим поколениям уникальные практики жизни в суровейших условиях, характерные для энцев. В нашей команде – лингвокультурологи Сибирского федерального университета, которые имеют опыт полевых исследований, опыт научной работы по сохранению и воспроизводству культуры коренных народов Севера. Мы надеемся не только выяснить закономерности культурного развития энцев в современную эпоху, но и включить их культурные продукты в общее мировое культурное наследие.


Мы будем ждать ваши материалы, чтобы можно было представить на суд общественности и экспертов научную модель сохранения энецкой культуры как неотъемлемой части культуры коренных народов Арктики. Желаю удачи!
Спасибо большое. Надеюсь, что экспедиция будет успешной.