Долганы
Долганы (самоназв.:долган, тыакихи, саха.) – коренной народ Севера, Сибири и Дальнего Востока, компактно проживающий в Красноярском крае (5,8 тыс. чел., 2010). Большая их часть проживает в восточном, Хатангском районе Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по рекам Хета и Хатанга. Меньшая часть – на западе округа, в Авамской тундре на Енисее. Некоторое число долган имеется в Анабарском улусе Республики Саха (Якутия). Всего в России насчитывается 7,9 тыс. долган.

Язык долган считался диалектом якутского языка. В настоящее время определен как самостоятельный язык, близкий якутскому. Относится к тюркской группе алтайской языковой семьи. Различают говоры: западный, восточный и попигайско-анабарский. Письменность на основе русского алфавита.

Верующие долганы – православные. Общая вера была одним из факторов консолидации долган в единую этническую общность. Есть приверженцы традиционного культа: шаманизм, обожествление сил природы, анимизм. Последнее проявляется в поклонении сайтанам(необычной формы камни, деревья и другие предметы), которые считались покровителями охотничьего и рыболовного промысла.

Долганы являются одним из наиболее «молодых» народов Севера. Как этнос он сложился на Таймыре в 18-19 вв. в результате взаимодействия и смешения трех этнических компонентов: русских старожилов (т.н. «затундренных крестьян», проживающих там с 17 в.), мигрировавших в 18 в. из Якутии тунгусов (эвенков и эвенов) и переселившихся в 19 в. из Якутии северных якутов-оленеводов. Окончательное оформление долган в качестве самостоятельного этноса произошло в начале 20 в.

Этноним «долганы» имеет эвенкийское происхождение, от названия одной из тунгусоязычных родовых групп – Долган, Донгот.

В декабре 1930 г. был образован Таймырский (Долгано-Ненецкий) национальный округ (3 района, адм. центр - г. Дудинка), с 1987 г. – автономный округ, с 1992 г. – субъект РФ в составе Красноярского края, с 2007 г. – муниципальный район Красноярского края с особым статусом (введен в 2015 г.).

Традиционные занятия: оленеводство, охота на дикого северного оленя и пушного зверя, рыболовство. Маршруты сезонных кочевий долганских оленеводческих хозяйств были значительно короче, чем у ненцев, энцев и других народов Таймыра. Летом их стада выходили в тундру на север, а зиму проводили на юге – в лесотундре. Оленеводство долган носит черты, заимствованные у соседних народов. Нарты самодийского типа, однако, подобно эвенкам, на них садятся справа, передовой олень также запрягается справа. Подобно эвенкам, используют оленя под вьюк, а также для верховой езды. От ненцев и нганасан заимствовали пастушескую собаку. В настоящее время на большей части Таймыра оленеводство исчезло, сохранилось только в 2-3 восточных поселках, поголовье домашнего оленя сократилось в десятки раз.

Из объектов охотничьего промысла наибольшее значение имеет северный дикий олень. Применялись коллективные поколки оленей на сезонных переправах через реки. Практиковалась охота с помощью оленя-манщика и маскировочного щитка. Распространена была охота гоном. Зимой передвигались на широких лыжах тунгусского типа.

Из пушных зверей долганы добывают песца, горностая, лисицу. Орудия лова: покупные капканы и самодельные ловушки-пасти. Весной практиковалась охота на водоплавающую птицу и куропатку. Осенью велась коллективная охота на линных гусей с помощью сетей. В настоящее время на птицу охотятся индивидуально с помощь ружья. Развито рыболовство, добывают ценные породы рыб с помощью сетей. По воде передвигались на небольших лодках (покупали у русских и якутов), в наст. время – на моторных лодках. В 20 в. в ограниченном масштабе появилось животноводство.

В поселках (станках) по Хатангскому тракту долганы жили в избах русского образца, в тундре и лесотундре использовали переносные и станционарные каркасные постройки: шестовой чум эвенкийского типа, крытый ровдугой летом и оленьими шкурами зимой, голомокак у эвенков (сооружение из деревянных плах, крытых корой и обложенных дерном, землей) или балаганы (якутского типа).

Наиболее оригинальное жилище долган – балок, заимствованный у русских старожилов Севера. Он представляет собой каркасный домик из реек на полозьях. Деревянный остов обтягивался ситцем, сверху надевалась покрышка из оленьих шкур и чехол из парусины. В балке были окна, железная печка, нары. В настоящее время чумы и балки стали редкостью, сохранились у немногих оставшихся оленеводов. Есть балки у охотников и рыбаков на дальних угодьях, но они из-за отсутствия оленей стали стационарными. Хозяйственными постройками служили амбарчики или лабазы, которые устанавливались на высоких столбах.

После массового перехода к оседлому образу жизни во вт. пол. 20 в., долганы проживают в поселках, застроенных домами типовых проектов. Особенностью северных поселков является отсутствие дворов, заборов, огородов.

Мужская и женская верхняя одеждадолган – кафтан из сукна (сонтап), расшитый бисером, сходный с эвенкийским. Мужские рубахи, штаны и женские платья шились из покупных тканей и не отличались от одежды русских старожилов центрального Таймыра. Рубашки украшались узкими кантами из цветной материи и множеством пуговиц. Зимой носили парки из оленьего меха, похожие на нганасанские, и сокуи ненецкого образца (глухая меховая одежда с капюшоном мехом наружу). Летом носили также сокуи, но из сукна. Головные уборы (бэрсегэ) капорообразного покроя из сукна, расшитые бисером (летом), или из лисьих камусов (зимние). Обувь шилась из оленьих камусов или ровдуги (наподобие эвенкийских унтов) и украшалась бисером. В настоящее время национальная одежда распространена достаточно широко, у поселковых жителей, особенно у женщин, используется преимущественно в качестве праздничной одежды.

Основа пищи долган – оленина в сыром, вареном или мороженом виде. Только что выловленную рыбу едят сырой, слегка присаливая, либо мороженой (строганина), а также вареной. Добытых весной гусей вялили, заготовляя впрок, или варили. Из мяса птицы или оленя варят суп, приправляя мукой или крупами. Употребляют в пищу также лук, корни некоторых растений, ягоды. Женщины пекли долганские лепешки и оладьи. В настоящее время распространились покупные продукты, однако традиционные блюда по-прежнему готовятся регулярно.

У долган распространена малая семья, родовые отношения почти забыты. В некоторых обрядах стойко сохраняется этническая специфика. В частности, в похоронном обряде переплелись православные моменты и некоторые традиционные черты. В отличие от других народов Таймыра долганы проводят захоронения в земле, но на могилу сваливали дерево (на западе) или ставили деревянный сруб (на востоке), украшенный резьбой. На всех могилах устанавливали крест, однако возле них оставляли принадлежавшую умершему одежду, разрубленные пополам нарты, у оленеводов - ставили шест с головой оленя.

Долганское искусство представлено фольклором, в котором прослеживается якутское и русское влияние. Былины исполняются в виде песен, близким якутским олонхо. Распространены сказки, в которых фигурируют купцы, крестьяне, Иван-царевич. В сказаниях встречаются эвенкийские заимствования. Имеются также песни, загадки, пословицы и поговорки. Из музыкальных инструментов встречается варган якутского типа. Танцевальное искусство носит черты эвенкийского воздействия (хороводный танец – хейро). На Таймыре пользуются известностью различные долганские фольклорные коллективы: хоровой «Ародуй», вокально-хореографический ансамбль «Чокуркаан».

Сегодня в долганских поселках отмечают такие национальные праздники как «Хейро», День оленевода, День рыбака.

Своеобразие этногенеза долганского народа отразилось на терминологии и методике подсчета. До нач. 20 в. долган, в зависимости от происхождения именовали и тунгусами, и якутами, и крестьянами. Перепись населения 1926 г. выявила 656 долган, но фактически их было в 4 раза больше. По переписям населения 1939 и 1959 гг. долганы были включены в число якутов (саха). Однако в 1930-е гг. в названии округа появилось слово «Долганский», а в 1950-е гг. во всех официальных документах этноним «саха» был заменен на «долган». В настоящее время, как показали специальные исследования, большинство долган считает себя особым, отдельным от якутов народом.

Из 5,8 тыс. долган Красноярского края 5,3 тыс. чел. (91%) проживает в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе, в т.ч. 1,1 тыс. чел. в поселке Дудинка и 3,7 тыс. чел. в сельском поселении Хатанга (имеется 8 моноэтнических поселков). В сельском поселении Хатанга долганы составляют 53% всего населения.

Мужчины составляют у долган 44,5%, горожане – 25 %. Возрастная структура схожа с другими северными народами: до 16 лет – 30,3%, трудоспособного возраста – 61,5%, старше – 8,2%. Знание русского языка – 96%, родного языка – по данным Всероссийской переписи 2010 г. – 894 чел (15,4%). Возможно, что настоящая доля владеющих долганским языком значительно выше, так как именно в северных территориях Красноярского края был большой процент людей, не указавших свою национальную принадлежность и не ответивших на вопросы, связанные с собственной национальностью.

Письменность была создана в конце 1970-х гг. Первая книга на долганском языке вышла в 1973 г., первый долганский букварь – в 1981 г. После чего началось преподавание долганского языка в младших классах общеобразовательных школ. В окружной газете «Таймыр», периодически выходит страница на долганском языке. На этом же языке ведет передачи местное радио в Дудинке. Большой интерес в научном мире вызвала международная конференция, посвященная 30-летию долганской письменности.

В общественной жизни долганы представлены в Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Таймыра.

У долган развито прикладное искусство: украшения из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером. Распространена резьба по оленьей и мамонтовой кости: украшение пластин оленьей упряжки, рукояток ножей и т.п. В настоящее время на Таймыре работают передвижные выставки «Современное искусство долган», «Изделия из бивня мамонта и меха» в Хатангском и Дудинском районах. Было издано пособие по изготовлению традиционных долганских сувениров «Ардай».

Одним из основоположников развития профессионального искусства Таймыра является долганский график и художник декоративно-прикладного искусства Борис Молчанов (1938-1993). Его персональные выставки экспонировались в Дудинке, Красноярске, Абакане, Кызыле, Москве, Санкт-Петербурге. При Таймырском доме народного творчества создан его мемориальный музей, в фондах которого насчитывается 186 экспонатов. Этим же центром в 1995 г. был выпущен художественный альбом «Звезда Заполярья», посвященный творчеству Б.Н. Молчанова. Была учреждена ежегодная премия его имени для победителей окружного конкурса декоративно-прикладного искусства.

Зачинателем долганской литературы на родном языке по праву считается поэтесса Огдо Аксенова (1936-1995) – автор более десятка поэтических сборников. Она была одним из соавторов долганского алфавита, различных лингвистических словарей (от школьных до академических). В 2002 г. вышло полное собрание сочинений О.Аксеновой. На долганском языке пишет Николай Попов. В 1989 г. в Красноярске вышел первый сборник его рассказов «Из рода Каранто»

Большой вклад в изучение истории своего народа внесли кандидаты наук Г. Попов и Т. Еремина.

Значительную роль в изучении, сохранении и воспроизводстве культуры долган играет Таймырский дом народного творчества, где хранится уникальный фольклорный архив, издаются книги, пишутся научные и популярные статьи, проводятся выставки и другие мероприятия, посвященные долганскому языку, долганскому народному искусству. Действует вокальная долганская группа «Юртель», участники которой исполняют песни таймырских композиторов на долганском и русском языках, принимают участие в фестивалях и других мероприятиях муниципального и регионального уровня. Руководитель – Роганина Елена Иннокентьевна.

На базе Таймырского дома народного творчества действует студия «Алгыс», руководитель – Поротова Ольга Гавриловна. Этно-фольклорная группа «Алгыс» пропагандирует творчество долганских поэтесс – Огдо Аксеновой и Аксиньи Рудинской.

В Таймырском доме народного творчества представлена коллекция народного искусства долганских мастеров, собранная за многие годы трудами сотрудников этой организации.

Народная мудрость

Говори спокойно, молчи достойно
Если дело делаешь от души, то короче покажутся и дороги
У одного ум – в словах, у другого – в делах