Энцы(самоназв.: эннэчэ – «человек») – коренной народ Севера Красноярского края (227 чел. – 2010). Реальная численность, возможно, превышает 300 чел., т.к. многие были записаны как ненцы или нганасаны. Проживают на западе Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в пос. Воронцово и пос. Потапово. В последние десятилетия поселились также в соседствующих ненецких поселках и в г. Дудинке.
Несмотря на малочисленность энцы подразделяются на две субэтнические группы: северную – «тундровую», «хантайскую», и южную – «лесную», «карасинскую». Самоназвание северных энцев – сомату, южных – пэ-бай. Устаревшие названия – хантайские самоеды, карасинские самоеды – по названиям становищ, куда они вносили ясак. Название «энцы» в качестве официального было принято в 1930-е гг.
Энецкий язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи. Различают диалекты – тундровый и лесной. Письменность отсутствует. В школах энецкий язык не преподается. Предпринимаются попытки изучения его факультативно. На энецком языке ведется радиовещание.
Верующие энцы – православные, имеются приверженцы традиционного культа (шаманизма).
Считается, что предки энцев пришли на Таймыр из более южных районов (Присаянье, Ю.Сибирь, Ср. Притомье) и ассимилировали древнее аборигенное население полуострова - «охотников за дикими оленями». К приходу русских они занимали обширные территории от рек Средний Таз и Нижняя Курейка на юге до устья Енисея на севере. В 17–19 вв. ареал их расселения существенно сократился из-за миграций ненцев – с запада, а кетов, селькупов и эвенков с юга. Уменьшилась и численность энцев за счет ассимиляции с пришлым населением, преимущественно ненцами и нганасанами. В конце 17 в. было переписано 890 энцев, к концу 19 в. их количество не превышало уже 480 чел., а в конце 20 в. – 330 чел.
Основное традиционное занятие энцев – охота на северного оленя. Ранее охотились с луками, а также коллективно на перешейках между озерами, загоняя оленей в ловушки с сетями, или поколками на речных переправах. Сейчас охотятся с ружьем с применением маскировочного щитка на полозьях. Распространена пушная охота (песцы, лисицы, горностаи) с применением пастей - самодельных ловушек давящего типа, фабричных капканов. На Енисее было развито рыболовство с использованием сетей и неводов (сельдь, омуль, нельма, сиг, чир, осетр). Было распространено оленеводство, в основном вьючное, у ненцев было заимствовано упряжное оленеводство, нарты.
Традиционное жилище – конический чум, близкий к нганасанскому. С 1930-х гг. начинают использовать заимствованный у долган нартенный чум (балок), но дверь делают не с правой, как долганы, а с левой стороны. Большинство современных энцев в последнее время перешли к оседлости и живут в сборных домах.
Зимняя одежда энцев – мужская парка, идентичная нганасанской, состояла из двух частей: верхняя глухого покроя до колен, с капюшоном, мехом наружу; нижняя – мехом внутрь, ниже колен. По подолу шла опушка из белого собачьего меха. Зимой надевался сокуйс султаном на капюшоне, который изготавливается из хвоста оленя, что является внешним знаком отличия энца и нганасана от ненца. Характерной особенностью костюма энцев было отсутствие наружных поясов, цилиндрическая обувь без подъема, как у нганасан.
Женская одежда по покрою не отличалась от мужской, но была распашной, не имела капюшона, носилась без наружного пояса. Особенностью женского костюма энцев был нательный комбинезон без рукавов, более короткая обувь, которая заправлялась под штанины комбинезона, белые капорообразные шапки с опушкой из черного собачьего меха.
Особенностью бытования энецкого костюма было использование в качестве летней старой зимней одежды, с которой предварительно удалялся мех.В 19 в. лесные энцы перешли на ненецкую одежду, то же произошло и в северной группе к концу 20 в.
Традиционная пища – мороженая, свежая, вареная рыба и оленье мясо, рыбные и мясные супы с крупами. Из рыбы заготавливали юколуи рыбную муку – порсу. Растительная пища: дикий лук, некоторые коренья и ягоды. Из покупной ржаной муки готовят тонкие лепешки; едят их, обмакивая в рыбий жир. Пили настой из листьев брусники, в наст. время – чай.
До конца 19 в. у энцев сохранялись большие патриархальные семьи. В прошлом существовало многоженство, уплата калыма.
Энецкий фольклор – мифы, исторические предания, сказки о животных, повествования о шаманах, бытовые рассказы, загадки. Музыкальные инструменты энцев – музыкальный лук, смычковая двухструнная лютня, шаманский бубен, различные свистки и пищалки. На Таймыре известна энецкая вокальная группа «Татуй». Однако в целом фольклор находится в стадии угасания. Владеют родным языком только 43,2% энцев (2002).
Развиты художественная аппликация по меху и сукну, резьба по кости.
В христианство были обращены официально только лесные энцы. Большинство по-прежнему придерживаются традиционных верований. Сохраняются культы явлений природы, местных духов-хозяев. Им приносились жертвы – оленье мясо, деньги, кусочки сукна; их изображения помещались в особых местах в лесу, на сопках. В задней части чума, за очагом хранились деревянные антропоморфные изображения предков, при перекочевке их перевозили в особой священной нарте. Важнейший из божеств – Дюба-нга, давший людям оленей, и его мать Дя-меню – мать земли. Нижний мир был заселен злыми духами, забиравшими души умерших.
Было развито шаманство. Шаман принимал участие и в погребальных обрядах. Умерших, облаченных в специальную одежду, зашивали в оленьи шкуры, отвозили в тундру и оставляли на нартах, соорудив над ним маленький шалаш. Возле захоронения забивали оленя, оставляли имущество покойного в поломанном виде.
Возвращаясь в стойбище, участники похорон проходили обряд очищения, переступая через костер или через убитую собаку.
Среди проживающих в Красноярском крае энцев по переписи 2010 г. 74% составляют сельские жители, число мужчин и женщин почти уравновешено (115 и 112 человек соответственно). Родным языком владеют 40 чел. (17,6%). Энецкий язык до сих пор является официально бесписьменным.